ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Новые предметы в школе с 2024 года: Труд (технология)

2024-08-12

Школьная педагогика

Новые предметы в школе с 2024 года: Труд (технология)

С 1 сентября 2024 года в школах вводится новый предмет - Труд (технология). В статье разберемся, что изменится для учителей и каково содержание новой программы.

Софья Скворцова

9 мин

С 1 сентября 2024 года российские школы встречают новый учебный год с важным изменением в расписании – вводится обновленный предмет "Труд (технология)". Этот урок, заменяющий прежнюю "Технологию", претерпел значительные изменения: обновлена структура, расширено содержание, и повышен его статус в образовательной системе. Теперь труд (технология) станет не просто уроком о создании поделок и знакомстве с инструментами, а полноценной дисциплиной, направленной на развитие практических навыков и творческого мышления.

Рабочая программа по технологии, разработанная для учебного года 2024-2025, уже получила обновления, которые отразят современные требования к образовательному процессу. Это означает, что школьники будут изучать не только традиционные ремесленные навыки, но и осваивать инновационные технологии, которые понадобятся им в будущем.

В статье мы подробно рассмотрим, что представляет собой новый предмет "Труд (технология)", который вводится в школах с 1 сентября 2024 года. Мы обсудим, как изменится структура уроков по сравнению с прежней "Технологией", и в чем заключаются основные отличия нового предмета.

Часы для предмета технологии

С 1 сентября 2024 года предмет "Технология" получает новое название и теперь называется "Труд (технология)". В начальной школе на уроки труда отведено по одному часу в неделю. В общей сложности, для учеников 1-4 классов предусмотрено 135 учебных часов, распределенных по 34 часа на каждый учебный год.

Рабочая программа по технологии в начальной школе включает несколько ключевых модулей, таких как:

  • Технологии, профессии и производства
  • Технологии ручной обработки материалов
  • Конструирование и моделирование
  • Информационно-коммуникативные технологии

Эти модули остаются одинаковыми для всех классов, что обеспечивает непрерывное развитие навыков и знаний на каждом этапе обучения.

В средней школе количество часов увеличивается:

  • в 5-7 классах на труд (технологию) выделяется по два часа в неделю
  • в 8 и 9 классах – по одному часу.

ФРП труд (технология) для начальной школы

Программа по труду (технологии) включает разнообразные модули, которые изучаются на протяжении всех лет обучения в начальной школе:

  1. Технологии, профессии и производства. В этом разделе ученики знакомятся с тем, как человек использует природные ресурсы и технические достижения для создания различных вещей. Особое внимание уделяется пониманию того, как устроены и работают разные профессии, связанные с обработкой материалов. Также рассматриваются традиции и ремесла народов России.
  2. Технологии ручной обработки материалов. Ученики изучают разные материалы — бумагу, картон, пластилин, природные и текстильные материалы. Они учатся работать с ними, используя различные инструменты и техники. Например, разметка, вырезание, склеивание, соединение деталей и отделка изделий. Знания и навыки по безопасному использованию инструментов также являются важной частью обучения.
  3. Конструирование и моделирование. Этот модуль включает работу с конструктором и создание моделей из различных материалов. Дети учатся анализировать конструкции изделий, делать замеры и использовать чертежные инструменты. В старших классах вводится робототехника — создание и программирование простых роботов.
  4. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). С учетом доступности технического оборудования в школе, дети начинают осваивать компьютерные технологии. Они учатся искать информацию в интернете, работать с текстовыми редакторами, создавать простые презентации.

Общая цель обучения по труду (технологии) — развитие творческих способностей, умения работать в команде, ответственности и бережного отношения к окружающей среде. В процессе обучения дети также знакомятся с основами проектной деятельности.

Межпредметные связи программы включают интеграцию с математикой, изобразительным искусством, окружающим миром, родным языком и литературным чтением. Это позволяет ученикам применять полученные знания на практике и видеть взаимосвязь между разными учебными предметами.

Распределение учебных часов в программе выглядит следующим образом: на протяжении всех четырех лет начальной школы отводится по одному уроку в неделю, что в сумме составляет 135 часов.

Содержание обучения

1 класс
Ученики узнают об основах создания предметов, организации рабочего места и правильного использования инструментов. Они начинают работать с различными материалами, учатся простым способам их обработки и конструирования.

2 класс
Изучаются более сложные операции по обработке материалов, включая создание чертежей и использование швейных инструментов. Внимание уделяется проектной деятельности, развитию мелкой моторики и творческих навыков.

3 класс
Расширяется спектр используемых материалов и инструментов, вводятся новые техники обработки и моделирования. Дети учатся выполнять сложные работы по разметке, резке и соединению деталей, а также освоению основ компьютерных технологий.

4 класс
Программа включает изучение синтетических материалов и их обработки. Учащиеся выполняют более сложные проекты, развивают навыки конструирования и моделирования с использованием различных материалов и техник. Включены элементы робототехники и создание презентаций на компьютере.

Таким образом, программа по труду (технологии) в начальной школе является важной частью общего образования, помогая детям развивать необходимые в жизни навыки и расширять кругозор.

Рабочая программа по технологии для средних классов

Всего на изучение технологии рекомендуется выделить 272 часа. Эти часы распределяются следующим образом:

  • В 5, 6 и 7 классах учащиеся будут заниматься по 2 часа в неделю (итого 68 часов за учебный год)
  • В 8 и 9 классах нагрузка немного уменьшается, и на уроки технологии будет отведено 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Однако это не всё! Для углубленного изучения технологии в 8 классе предлагается выделить дополнительно еще 34 часа за счет внеурочной деятельности (1 час в неделю), а в 9 классе – целых 68 часов (2 часа в неделю). Таким образом, учащиеся смогут лучше освоить практические навыки и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Новая программа по труду (технологии) построена по модульному принципу. Это означает, что она состоит из отдельных блоков, каждый из которых позволяет достичь конкретных образовательных результатов. Программа включает обязательные модули, которые должны изучаться всеми школьниками в рамках отведенных часов на предмет технологии. Кроме того, в зависимости от запросов учеников и их родителей, программа может включать дополнительные модули, которые отражают региональные и культурные особенности или углубленно изучают определенные темы.

Инвариантные модули программы включают такие важные разделы, как «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика и черчение», «Робототехника» и «3D-моделирование, прототипирование и макетирование».

  • Модуль «Производство и технологии» знакомит учеников с основными понятиями и процессами, которые они смогут применять на практике на других уроках технологии. Он охватывает все, от обработки данных и информации до знания современных технологий, что особенно важно в условиях развития цифрового общества и технологий больших данных.
  • Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» акцентирует внимание на практических аспектах работы с материалами. Учащиеся будут знакомиться с историей материалов, их свойствами, инструментами для работы и правилами безопасности. В рамках этого модуля предполагается выполнение учебных проектов, результатом которых станет создание собственного изделия.
  • Модуль «Компьютерная графика и черчение» научит школьников работать с графической информацией, создавать и читать чертежи, а также использовать графические редакторы. Эти знания пригодятся при создании и освоении новых технологий.
  • Модуль «Робототехника» представляет собой интеграцию материальных и информационных технологий, позволяя ученикам конструировать и программировать модели роботов. Это способствует развитию навыков в электронике и программировании, а также в технических дисциплинах.
  • Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» позволит школьникам освоить процесс моделирования как основу познания и проектирования. Важная задача этого модуля — научить школьников анализировать и проектировать модели, что откроет им путь к созданию новых продуктов и технологий.

Труд 2024-2025 учебный год: содержание обучение

Модуль «Производство и технологии»

5 класс:

  • Технологии вокруг нас: Понятие материального мира, потребности человека, трудовая деятельность и создание вещей.
  • Материальные технологии: Технологический процесс, роль техники в производстве, классификация техники.
  • Проекты и ресурсы: Виды проектов, этапы проектной деятельности, проектная документация.
  • Профессии: Обзор трудовых профессий, их социальная значимость.
    6 класс:
  • Модели и моделирование: Введение в машины и механизмы, кинематические схемы.
  • Техническое моделирование: Конструирование, конструкторская документация, перспективы развития технологий.
  • Профессии: Мир инженерных профессий.
    7 класс:
  • Создание технологий: Как задача современной науки.
  • Промышленная эстетика и дизайн: Основы и значение.
  • Народные ремесла: Введение в народные промыслы России.
  • Цифровизация производства: Современные технологии и управление.
  • Высокие технологии: Понятие высокотехнологичных отраслей.
  • Профессии: Профессии в области дизайна.
    8 класс:
  • Управление производством: Принципы управления, виды производства, инновации.
  • Рынок труда: Функции, ресурсы, трудовые отношения.
  • Профессии: Профессиональное самоопределение.
    9 класс:
  • Предпринимательство: Основы, виды предпринимательской деятельности.
  • Модель бизнес-идеи: Разработка и реализация бизнес-проектов.
  • Технологическое предпринимательство: Инновации, новые рынки.
  • Профессии: Выбор профессии.

Модуль «Компьютерная графика и черчение»

5 класс:

  • Графическая информация: Основы, виды и применение графических изображений.
  • Элементы графики: Точка, линия, контур, буквы и цифры.
  • Чтение чертежа: Основные правила.
    6 класс:
  • Проектная документация: Создание, основы черчения.
  • Графический редактор: Основы работы, создание эскизов, редактирование текстов.
    7 класс:
  • Конструкторская документация: Формы деталей, ГОСТы, ЕСКД.
  • Графические модели: Виды и оценка.
  • Профессии: Профессии, связанные с черчением.
    8 класс:
  • Программное обеспечение: Создание и редактирование проектной документации.
  • 3D-моделирование: Основы создания моделей и чертежей.
    9 класс:
  • САПР: Системы автоматизированного проектирования, оформление документации.

Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»

7 класс:

  • Модели и макетирование: Типы макетов, материалы, создание объемных моделей.
  • Программы для 3D-моделирования: Основы работы и редактирования моделей.
    8 класс:
  • 3D-моделирование: Введение в технологии создания визуальных моделей, операции над примитивами.
  • Прототипирование: Основы и инструменты.
    9 класс:
  • Сложные объекты и рендеринг: Полигональные сетки, аддитивные технологии.
  • 3D-печать: Основы, оборудование, сырье.

Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»

5 класс:

  • Материалы: Бумага, древесина, их свойства и обработка.
  • Пищевые продукты: Основы питания, технологии приготовления, правила хранения.
  • Текстиль: Основы обработки текстильных материалов.
    6 класс:
  • Металлы: Обработка металлов, слесарные операции.
  • Пищевая промышленность: Технологии обработки молока, теста.
  • Текстиль: Современные текстильные материалы, конструирование одежды.
    7 класс:
  • Древесина и металлы: Механическая обработка, технологии отделки, обработка металлов.
  • Пищевые продукты: Обработка рыбы и мяса, кулинарные проекты.
  • Текстиль: Моделирование одежды, конструирование швейных изделий.

Модуль «Робототехника»

5 класс:

  • Основы робототехники: Принципы работы, классификация роботов.
  • Программирование: Введение в визуальные языки программирования.
    6 класс:
  • Мобильная робототехника: Сборка и программирование мобильных роботов.
  • Проектная работа: Создание учебного проекта.
    7 класс:
  • Промышленные и бытовые роботы: Классификация, программирование контроллера.
  • Проектная работа: Учебный проект по робототехнике.
    8 класс:
  • Беспилотные системы: История, конструкции, управление.
  • Профессии: Профессии в области робототехники.
    9 класс:
  • Интернет вещей: Промышленный и потребительский интернет вещей, искусственный интеллект.
  • Проектная работа: Индивидуальный проект по робототехнике.

Автоматизированные системы (8-9 классы):

  • Введение в автоматизацию: Принципы управления технологическими процессами.
  • Элементная база: Основы электрических устройств и систем.
  • Программирование моделей: Разработка и управление автоматизированными системами.

Как подготовиться учителю к новой программе?

Чтобы начать учебный год в полной готовности, необходимо повысить квалификацию преподавателей по труду и технологии. Сделать это можно в Институте ЕВИДПО! У нас есть более 100 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп действуют скидки.

Например курс Технология, труд и педагогика с присвоением квалификации: Преподаватель технологии и труда . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Подведем итоги

Введение новых предметов в школе с 2024 года, включая "труд" или "технологию", представляет собой важный шаг в обновлении образовательной программы. Рабочая программа по технологии, которая будет действовать в 2024-2025 учебном году, направлена на всестороннее развитие школьников, предлагая им не только теоретические знания, но и практические навыки, которые пригодятся в реальной жизни.
С 1 сентября 2024 года часы для предмета технологии будут распределяться таким образом, чтобы обеспечить учащимся возможность более глубоко погружаться в изучение предмета. Введение дополнительных занятий в 8 и 9 классах позволит учащимся получить более полное представление о предмете и подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, ФРП труд (технология) с 2024 года станет ключевым элементом образовательного процесса, который поможет школьникам осваивать навыки, необходимые в современном мире.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4